Кто в доме хозяин?
Воспитывают дети.
Звонким голосом на набережной курортного города раздаются указания:
– Я сказал, что буду на завтрак хот-дог, а не кашу.
– Сегодня мы не пойдем на пляж, а будем кататься на карусели.
– Тебе не надо идти в душ, строй со мной замок.
– Надо подойти к тележке и купить мороженое!
Если требование не выполняется молниеносно, дети переходят с повелительной интонации на крик:
– Хочу мороженое, МОРОЖЕНОЕ, МОРОЖЕНОЕ!!!
Родитель, способный стерпеть повышенную громкость, получает следующий детский трюк: искренний, душераздирающий плач с возможным бонусом – укладыванием себя любимого на асфальт. Прохожие укоризненно мотают головой, растерянные и измотанные взрослые вспоминают про «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», и – победа! – ведут реву к ближайшей продуктовой палатке. Слезы удивительным образом высыхают после слов «ладно, только не плачь».
Родители, которые боятся некрасивого поведения детей – нередкое явление. Страх перед слезами, капризами на улице и истериками в магазине приводит к тому, что взрослые всеми правдами и неправдами стараются избежать моментов фрустрации и постепенно становятся заложниками детской воли.
В теории мы понимаем, что необходимо найти золотую середину между уважительным отношением к желаниям ребенка и поддержанием своего родительского авторитета. Но отыскать компромисс на практике не всегда получается, поэтому конфликт нередко исчерпывается покупкой пресловутого мороженого.
«Мы не станем давить авторитетом, как это когда-то делали в наших семьях с помощью безапелляционных фраз «взрослый всегда прав» и «потому что я так сказала», – объясняют свою толерантность родители.
«А у нашей дочки врожденные лидерские качества. Ведь это даже смешно: видеть, как трехлетка важничает и командует, а мы безропотно ей подчиняемся, но так уж получается, что мир всегда крутится вокруг малышей. Помните, в Японии ребенок до пяти лет – царь», – добавляется еще одно объяснение.
Кажется, происходит подмена понятий. Эгоистичное желание, чтобы мир подчинялся воле ребенка, путается с лидерскими задатками. Поощряется стремление детей принимать самостоятельные решения, но при этом не учитывается, что есть вопросы, которые должны регулировать исключительно взрослые: например, все, что касается здоровья ребенка, его образования, взаимодействия с окружающими.
Почему важно поддерживать родительский авторитет?
Дети нуждаются в правилах, напутствиях и родительском руководстве. Это вносит в их жизнь упорядоченность, необходимую для того, чтобы чувствовать себя защищенными. Авторитет принадлежит родителям по умолчанию и не требует ежедневных доказательств, если роли в семье распределены однозначно: старшие отвечают за детей и устанавливают разумную дисциплину в семье, а младшие играют по этим правилам. Такое положение совершенно не исключает дружбу маленьких и взрослых и взаимоуважение интересов. Также в такой семье никуда не девается доверие и компромиссы, на которые идут обе стороны. Просто при этом держится баланс родительской власти и дружбы. Если же в доме нет авторитетного взрослого, эту роль начинает играть другой член семьи, иногда – самый младший.
Когда большинство дел подчинено интересам младших членов семьи (все ждут, когда ребенок проголодается, и лишь тогда садятся обедать, или взрослые не могут лечь спать, потому что дети не останавливают игры до позднего часа) – это приводит к тому, что последнее слово всегда остается за детьми. С такой непосильной задачей им не справиться, поэтому они могут действовать лишь доступными для их возраста методами: указания, слезы как главный способ манипуляции, шантаж и даже физическая агрессия.
Вырастая, дети-командиры винят в неудачах кого угодно, только не себя, ведь они с детства не привыкли проигрывать, а родители уже не могут все время быть рядом, значит одерживать победу не над кем. Как следствие могут возникать сложности с выражением своих чувств и потребностей, а также проблемы в отношениях с окружающими, неспособность слушаться учителя или тренера, неумение сохранять дружбу.
Как перестать быть воспитанниками своих детей?
— даже в критических ситуациях родителям полезно сохранять выдержку и понимать, что есть области, в которых решения до определенного возраста принимают только они. В случае уличной истерики нужно спокойным голосом объяснить, что разговор продолжится, когда ребенок перестанет кричать, и дать ему время успокоиться. Иногда взрослому достаточно спокойной просьбы, чтобы ребенок услышал его, а в некоторых случаях придется предъявить строгое требование, которое должно выполняться без возражений и лишних переговоров – на все это родитель имеет право;
— важно быть уверенным в том, что говорите. Стоит обратить внимание на то, как беспрекословно ребенок-командир готов слушаться постороннего человека: сотрудника детского сада, сделавшего замечание, или пассажира в самолете, который обернется и спокойным, но твердым голосом, скажет: «Пожалуйста, не стучи ногами по сиденью». Дети хорошо улавливают своим встроенным радаром, кто не потерпит препирательств, а от кого имеется полный карт-бланш на командование;
— постарайтесь не говорить фразу «дождемся, когда придет папа (или мама) и решим». Для ребенка это свидетельство того, что вы не можете принять самостоятельное решение, и в будущем он может манипулировать этим и чаще продавливать свою точку зрения с вами в отсутствии более авторитетного родителя;
— важно, чтобы слова взрослых не расходились с делом, и, если сегодня решено не покупать игрушки, не нужно поддаваться уговорам на «хотя бы самую маленькую». В свою очередь, если ребенку была обещана поездка на катере, а друзья с утра позвали вас на заманчивый пикник, несправедливо ставить речную прогулку в меньший приоритет и переносить ее на потом. Честность, выполнение обещаний и уважение к интересам друг друга должны проявляться в двустороннем порядке;
— постарайтесь на собственном примере научить детей формулировать просьбы в адекватной, вежливой форме не в виде указания, а используя обороты «мне бы хотелось» и «можно ли». Когда дети умеют разговаривать корректно и могут объяснить причину своих желаний, с ними легче вести конструктивный диалог и идти на компромиссы.
— необходимо рассказать детям о том, как важно считаться с мнением других.
Конечно, такое внимательное отношение должна быть взаимным. Ребенку важно чувствовать, что к его мнению прислушиваются. Только в таком случае он будет готов идти на компромисс и учитывать интересы окружающих. Наступит подростковый возраст, и яростное желание контролировать все большую часть жизни возникнет как часть необходимого стремления к самостоятельности. Но пока ребенок еще маленький, а от него только и слышны глаголы в повелительном наклонении, возможно, это сигнал для родителей к тому, чтобы вернуться на исходные позиции, где не дети указывают взрослым, что им делать, а родители воспитывают детей и несут за них ответственность.
И хотя нахождение золотой середины между уважительным отношением к желаниям ребенка и поддержанием своего родительского авторитета задача не из легких, усилия, забота и терпение родителей неизбежно принесут свои плоды и помогут ребенку стать сильной и гармоничной личностью.
Советы инструктора по физкультуре
Советы родителям по предупреждению нарушений осанки у детей дошкольного возраста
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей значительное количество детей (от 60 до 80%) имеют нарушения осанки. Осанка — привычное положение тела ребенка, его манера держаться. Правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма и помогает избегать позных нарушений, опасных для здоровья. Поэтому осанка является одним из важных показателей здоровья и существенным критерием гармоничности развития ребенка.
С целью предупреждения нарушений осанки у детей необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Ребенок должен спать на ровной и твердой постели. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20-25 см., чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Подушка не должна быть высокой и чрезмерно мягкой.
Необходимо, чтобы мебель соответствовала росту ребенка.
Во время различных занятий и игр следует обеспечить хорошую освещенность.
В повседневной жизнедеятельности необходимо контролировать позу ребенка при ходьбе, стоянии, занятии с игрушками, езде на велосипеде, чтении и письме.
Значительную роль в профилактике нарушений осанки играет рациональный суточный режим жизнедеятельности (полноценный сон, регулярное питание, правильное чередование различных видов деятельности, оптимальный уровень двигательной активности, прогулки на свежем воздухе и т.п.)
Следует систематически использовать упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета.
Потребности современных родителей
в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении
В жизни почти у каждого родителя наступает момент, когда он понимает, что его ребенку необходимо попасть в коллектив детей, что ему уже не интересно общаться с няней, взрослыми. Ему нужны дети. И тогда он, родитель, начинает проявлять большую активность в подборе дошкольного учреждения для своего самого дорого человечка. И это не всегда для родителя легкая задача.
Но, не смотря на то, что у нас большая сеть муниципальных дошкольных учреждений, мест в них не хватает. Да и большое количество детей в группах очень пугает родителей. Они понимают, что в жизни всегда присутствует человеческий фактор. И даже очень хороший педагог физически не всегда может качественно отработать с таким количеством детей. И тогда родитель обращается к частным дошкольным учреждениям. И, конечно, заплатив не малые деньги, он хочет получить услугу на самом высоком уровне.
Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении показал, что с изменениями, произошедшими в образовании изменился и родитель. Прежде чем ребенок переступит порог дошкольного учреждения, родитель проведет большую работу. Наведет справки о дошкольных учреждениях, перероет интернет, обратится к знакомым, чьи дети уже ходили в дошкольные учреждения и т. д. При первой же встрече с родителями видно, чего они ждут от дошкольного учреждения, что хотят получить для своего ребенка, что ставят на первое место в выборе дошкольного учреждения.
Контингент родителей в основном молодой и поэтому очевидно, что они видят своего ребёнка образованным, интеллигентным. Для них главное, чтобы ребенок получил хорошие знания, умения и навыки и был хорошо подготовлен к школе. Поэтому они интересуются программами, которые реализует учреждение, им хочется, чтобы их ребенок постоянно показывал новые знания. Хотя справедливости ради надо отметить, часто родители получают информацию о программах из интернета и не понимают, как они реализуются в детском саду. Они не очень понимают, чем мы занимаемся с детьми. Для многих становится открытием, что ребёнок получает в детском саду всестороннее образование. И они искренне рады, когда узнают, что в детском саду организован целостный педагогический процесс, а не присмотр и уход.
Радует тот факт, что для многих родителей важным является положительный настрой детей, чтобы ребенок был здоров, счастлив и с удовольствием ходил в детский сад. В связи с этим для них очень важно кто будет работать с их ребенком. Хотя и тут желания родителей разделяются. Есть родители, которые ориентированы на требования социума, поэтому их основные требования к педагогам – учить, развивать, готовить к школе. Для этих родителей важно, какое образование, какую категорию, какой стаж имеет педагог. Они положительно воспринимают информацию, что педагоги у нас в основном не молодые, а стажисты. Открыто показывают, что они не особенно доверяют молодым, начинающим. Предпочитают, чтобы педагоги были образованными и опытными.
Для части родителей не важно, кто будет работать с ребенком. Главное, чтобы педагог у их ребенка вызывал доверие. Об уровне доверия они судят по отношению ребенка к детскому саду, конкретному воспитателю. Для них важны личностные, прежде всего нравственные качества педагога.
Есть родители сильно озабоченные своими личностными проблемами, поэтому им главное, чтобы ребенок не болел, был здоров. И если ребенок здоров, а квалифицированные медработники постоянно следят за его состоянием здоровья и ребенок получает качественное полноценное питание, родитель счастлив и очень доволен оказываемыми услугами.
Таким образом, родители наших воспитанников как потребители образовательных услуг, прежде всего, хотят от нас хорошей подготовки детей к обучению в школе, развития личностных качеств, среди которых физическое развитие детей. Кроме того родители видят связь современного дошкольного образования с применяемыми педагогическими технологиями, кадровым обеспечением образовательной деятельности. Они понимают, что качественное современное дошкольное образование должно обеспечить для их ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях образования. Наше дошкольное учреждение отвечает всем требованиям родителей и комфортно для детей.